В 70-х - нач. 80-х гг. XIV в. Г. был иеромонахом Троице-Сергиева мон-ря. Согласно 3-й Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия (создана ок. 1442), по просьбе блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского прп. Сергий Радонежский основал в выбранной им самим местности Голутвино Богоявленский муж. мон-рь (см. Коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления муж. мон-рь), сначала особножительный. По мнению Б. М. Клосса, рассказ об этом был уже у Епифания Премудрого в первоначальной редакции Жития. Ктитором обители стал вел. кн. Димитрий Иоаннович. По его просьбе прп. Сергий дал обители настоятеля из числа своих учеников, выбор святого пал на Г., «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» (Клосс. С. 411). До 20-х гг. XX в. в Старо-Голутвином мон-ре хранился простой деревянный посох, по преданию принадлежавший прп. Сергию. Возможно, троицкий настоятель вручил его Г. как игуменский посох. В XIX в. посох стоял в серебряном окладе у царских врат Богоявленского собора. (Впервые посох зафиксирован в описи 1701 г., по известию 1778 г., он был «из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной» - Миллер Г. Ф. Соч. по истории России: Избр. М., 1996. С. 229.)
Вскоре в Голутвином мон-ре собралось много монахов. Возможно, Г., ориентируясь на Троицкую обитель, решил по совету с братией ввести в Голутвином мон-ре киновию (общежительный устав), хотя прямо об этом в Житии прп. Сергия не говорится. В 90-х гг. XIV - нач. XV в. на великокняжеские средства в обители был построен белокаменный Богоявленский собор, что было еще большой редкостью на Руси (в Троицком мон-ре каменный собор был возведен в 20-х гг. XV в.).
По косвенным данным можно полагать, что через неск. лет после основания Старо-Голутвина мон-ря Г. стал выборным коломенским архимандритом, в ведении к-рого (подобно совр. благочинному) находились 4 коломенских мон-ря. Судя по записи в утраченной Троицкой летописи 1-й четв. XV в. (в блоке «коломенских известий»), отразившей раннее летописание Московского княжества, в 1392 г. архим. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Есть основания считать этого Григория настоятелем Голутвина мон-ря, др. архим. Григорий в 80-90-х гг. XIV в. по источникам неизвестен. Если в летописи действительно говорится о Г., то он стал 3-м из учеников прп. Сергия, возведенным на епископскую кафедру, причем хиротония его состоялась в год кончины учителя. В 1396 г. Коломенский еп. Григорий присутствовал на хиротонии Ростовского еп. св. Григория. В 1401 г. он участвовал в Соборе в Москве, сведения о к-ром (противоречивого характера) сообщает только Никоновская летопись. Известие о кончине еп. Григория с полной датой было обозначено в Троицкой летописи.
Г. был похоронен в юж. части алтаря Богоявленского собора, его захоронение отмечено при раскопках в 1969-1970 гг. Это не противоречит возможности его епископства, поскольку известны случаи, когда архиереи завещали погребать себя в тех мон-рях, с к-рыми они были связаны (в частности, в диаконнике Михаило-Архангельского собора Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря был погребен Московский митр. св. Алексий). Первоначальная гробница Г. сохранилась в подклете Богоявленского собора Старо-Голутвина мон-ря, внутри алтарного выступа фундамента, датируемого рубежом XIV и XV вв. Она представляет собой выложенный из белого камня на известняковом растворе гроб-ложе. Погребение совершалось в уже построенном храме. Раскопки 1969-1970 гг. выявили, что гробница Г. пуста, но были обнаружены кусочки подошвы от кожаной обуви. В стенке гробницы найдена вмурованная в тот же раствор часть косточки (предположительно мужчины), ныне почитаемая в мон-ре как частица мощей Г. Вероятно, мощи преподобного были перезахоронены в XIX в., во время устройства каменных полов в новом соборе, в пространстве внутри подклета.
Почитание Г. началось в Троице-Сергиевом мон-ре в сонме св. учеников прп. Сергия. В XVII в. его имя было внесено в рукописные святцы, в т. ч. без указания дня памяти в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 210. Л. 333, сер. 50-х гг. XVII в.). «Преподобный отец Григорий, игумен Голутвина монастыря Богоявленского и ученик… святаго Сергия чудотворца» назван в «Описании о российских святых». (кон. XVII-XVIII в.). В то же время в Троицком патерике 1896 г. архим. Никона (Рождественского) память Г. не обозначена, хотя он и включен последним в число преподобных учеников Сергия Радонежского (Троицкий патерик. М., 1992р. С. 364). Свидетельств значительного местного почитания в Коломне до кон. XX в. нет. Так, в рукописном лицевом синодике Голутвина мон-ря 1708 г. Г. поминается не как преподобный, а в качестве первого игумена (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 74). Есть, однако, сведения, что в XVIII в. в мон-ре хранилась его икона (см. ниже).
Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.).
Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие. Здесь Г. представлен дважды: в центре композиции благословляющим иноков (в руке - игуменский посох) и на дальнем плане, ведомый прп. Сергием к блгв. кн. Димитрию. На последнем листе цикла игумен и братия изображены в новопостроенной каменной церкви; Г., как и в др. сюжетах,- без нимба, в коричневой монашеской мантии и черном клобуке, с волнистой, немного раздвоенной бородой.
Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, 1-й пол. XVIII в., находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина мон-ря (над юж. дверями - парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2811. Л. 3; Оп. 641. Д. 48. Л. 38). В иконописном подлиннике кон. XVIII в. содержится описание внешнего облика Г.: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; в перечне учеников прп. Сергия, без указания дня памяти); в рукописи 20-х гг. XIX в.- под 5 нояб.: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. 1931. Л. 59 об.).
Г. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в., выполненной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой (Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи 2-й трети XIX в. в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Г. присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп. Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой.
Иконописный образ преподобного в рост, с короткими волосами и длинной, сужающейся книзу бородой, со свитком в левой руке (правой придерживает мантию), находится на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в приделе Троицкого собора ТСЛ (работа мон. Иулиании (Соколовой), 70-е гг. XX в.). После восстановления Старо-Голутвина мон-ря первая икона Г. была написана в кон. 90-х гг. XX в. игум. Кириллом (Федотовым). В 2005 г. для иконостаса нового придела во имя Г. монастырского храма прп. Сергия Радонежского выполнен ростовой образ святого; в обители имеется также его икона-пядница 2003 г.